ИСТОРИЯ АЙКИДО

см. также Что такое Айкидо Высказывания О-сенсея Морихеи Уэсибы


О-сенсей Морихеи Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в японском городе Танабэ, префектура Вакаяма. Он выходец из старинной самурайской семьи, чья родословная прослеживается вплоть до 17 века. Согласно тогда существовавшим традициям, его воспитание прохо дило с детства в духе дзэн-буддизма и по правилам самурайской чести бушидо (путь воина). Этот кодекс состоял из составленного в древности и постоянно дополнявшегося самыми знаменитыми воинами собрания законов, касавшихся моральных требований и суровых пр авил жизни. Воспитание молодых самураев было связано с изучением боевого искусства (бу-дзютцу) и основывалось на беспрекословном подчинении ученика учителю. Наставники рыцарских добродетелей считали, что честь, верность, любовь к отечеству, мужество, доб роту, порядочность, самообладание и отсутствие излишних потребностей можно привить только интуитивно, а не воспитать сознательно.

После упразднения сословия самураев юному Морихеи пришлось не раз переживать необоснованные оскорбления и даже унижения, что побудило, а затем усилило в нем желание постоять за себя. С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наря ду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими тренировками. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихеи уже через короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. П од руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы джиу-джитцу и искусство владения мечом (кен-до).

Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихеи Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он скоро становится ее лидером и получает у поселенцев титул "короля Сиратаки" (одной из провинций Хоккайдо). В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такеда, которая имела важное значение для будущего развития техники айкидо. Это был авторитетный учитель практиковавшегося с 11 века в тайных школах метода дайто (дайто-рю), из которого позже развил ось айки-дзютцу.

Эта разновидность джиу-джитцу имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя. Айки-дзютцу уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кен-дзютцу), а также действенные способы выведения противника из равновесия (кудзтци) и болевого воздействия (атэми). Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной сил.

Занятия айки-дзютцу проводились только с некоторыми, особо одаренными учениками. За свою одаренность и особое рвение Морихеи Уэсиба тоже был мастером Таекдой в число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал всем настав лениям учителя.

В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того же года поездка, обусловленная тяжелой болезнью отца, свела вмести Морихеи Уэсибу с Ванисабуро Дэгути, основателем нового религиозного направления - Омото-к╠.

Его проповеди о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэи Уэсибу, который был тогда занят техническим совершенствованием боевых искусств и постоянным поиском новых дос тижений, что в 1919 году он переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото-к╠, располагавшейся неподалеку от Киото.

С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленными упражнениями в медитации, особенно во время четырехлетней аскезы на горной вершине.

Предпринятое весной 1924 года миссионерское путешествие в Маньчжурию, а затем в Монголию закончилось для Ванисабуро Дэгути и его спутников многомесячным тюремным заключением. Их выручил из беды вовремя подоспевший японский отряд. В пограничных передел ках Уэсиба снова доказал свою внутреннюю силу и бесстрашие. Сохраняя самообладание, он избавил членов группы от смерти и обеспечил их возвращение на родину.

В том же году на него нашло озарение (сатори), а вместе с ним и утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами. Так возникла духовная основа айкидо. С этого момента о-сенсей Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники айкидо, добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя со своим духовным учением. Вскоре в его новый тренировочный зал (до-дз╠) пришли многие известные м астера других дисциплин бу-до и приступили к учебе под руководством ставшего известным мастера. С помощью влиятельных людей и при поддержке официальных властей в Японии стали возникать и другие центры айкидо.

После второй мировой войны о-сэнсэй Морихей Уэсиба воспитал и отправил многих своих учеников в другие страны. Представители различных национальностей, рас и религий получили теперь возможность изучать айкидо и на практике постичь все его значение как способа совершенствования личности.

Духовная сила О-сэнсэя, умершего 26 апреля 1969 года в Токио, будет продолжать оказывать благотворное влияние на многие поколения его учеников и последователей.

 

Вернуться на главную страницу